Braille_Teeth (braille_teeth) wrote,
Braille_Teeth
braille_teeth

Какой экзамен без подвоха?

В СПбГАТИ есть устоявшаяся традиция, от которой, видимо, скоро откажутся, - студенты сдают как диплом, так и ГОС экзамен. Это относится ко всем факультетам. Так, для актёров диплом - череда дипломных спектаклей, где они задействованы; для режиссёров - постановка собственного спектакля; для художников - показ своих работ на тему той или иной пьесы.


Также там есть и совершенно своеобразные специалисты - театроведы. Они диплом пишут. Кто-то по истории русского или зарубежного театра, кто-то по критике, а кто-то и по анализу драмы. Но диплом лишь завершающая часть испытаний. За несколько месяцев до этого все сдают ГОС экзамен.

Вот про одну сдачу такого экзамена я и хочу рассказать.


Есть у меня подруга - театровед, историк зарубежного театра. (Кафедру она, к слову сказать, не выбирала. Как сама заявляет: "Это кафедра меня выбрала"). На ГОС экзамене, между тем, никого не волнует, с какой кафедры ты получишь диплом - надо знать историю театра, критики, теории театра в общем.

Подруга моя, как и все студенты, что-то знает лучше, что-то хуже, но историю русского театра к сдаче особо не готовила - и по зарубежному было, что повторять. Вместе с тем, есть у неё замечательное качество, которому я могу лишь позавидовать: она всегда плавно переведёт разговор на нужную ей тему.

(Согласитесь, это же просто чудесно!)

Так вот, пришла она на экзамен этот во второй пятёрке и видит: в аудитории две комиссии, состоящие по большей части из представителей кафедры русского театра, а её родную кафедру представляют лишь два доктора наук. Выбирать, кому отвечать, было нереально сложно: с одной стороны сидел прекрасный специалист, которому ей очень хотелось показать, чему он её за несколько лет научил, но рядом с этим специалистом сидел завкафедры русского театра, обладающий уникальной способностью - перетягивать ведение диалога на себя; а с другой стороны сидела чудесная доктор наук, чьи книги моя подруга читала буквально запоем, но лично с ней знакома не была.

Сколь бы нерадивой студентке ни хотелось показаться во всей красе перед любимым преподавателем, она прекрасно понимала: заговорить зубы той комиссии, где нет завкафедры русского театра, ей будет намного легче, так как та докторша наук, что там сидела была весьма харизматичной и всегда перетягивала разговор на себя.

Практичная девушка ничего не сказать!

Билет ей попался, на её взгляд, просто чудесный. Там было что-то про Античность (естестсвенно, западную) и про сценическое своеобразие эпохи Романтизма. Темы совершенно зарубежные! Конечно, их можно распространить и на Россию, но от вопросов можно будет легко отвертется ответом в общих чертах.

Садится она, значит, перед этой комиссией, прекрасно понимая, что от пятёрки её отделяют пятнадцать минут рассказывания сказок и неизвестности... Начинает рассказывать, устанавливая глазами связь с единственной, кроме неё, представительницей зарубежного театра. А это была ни кто иная, а Майя Михайловна Молодцова - крупнейший в России, а то и в мире, специалист по Комедии дель Арте!!!



Майя Михайловна мою подругу не учила, но была о ней наслышана, так как тема диплома у той была очень уникальна и сложна. В общем, обеим было любопытно пообщаться.

Ответ на первый вопрос билет обошёлся малой кровью Подруга, хоть и жуткая интровертка, рассказчица просто чудесная. Она редко что-то излагает устно, но когда делает это, большая часть слушающих в замирании ждут каждого слова. Особенно это заметно, когда тема близка.

Майя Михайловна, несомненно, всё знала, о чём рассказывается, но хотела выяснить весь диапазон познаний, остальным же было просто любопытно. Перешли ко второму вопросу. Начало было чудесное: студентка назвала ведущих европейских актёров эпохи Романтизма, ведущих драматургов, основные тенденции перечислила. Подробно остановилась на театре Франции, хотя могла рассказать и про Германию, и про Италию столь же подробно.

Так вот, в какой-то момент Майя Михайловна словно очнулась от наваждения, вызванное рассказом моей подруги, и сообразила, что диалог ведётся только с ней, а остальных членов комиссии словно тут нет... Так вот, через секунду после этого она задаёт такой вопрос:

- А что вы нам всё про Францию, да про Францию, разве в билете вопрос только по этой стране?
- Нет, - отвечают ей из комиссии - вопрос общий!

Подруга сразу начала вспоминать, что же было в Италии в эпоху Романтизма, ведь Майя Михайловна задала следующий вопрос и он был способен вызвать в отвечающей тихую истерику:

- А что же творилось на нашей, российской сцене?!

Это был сильный удар! Такого подвоха подруга не ожидала, уж поверьте! Благо дело, замечательное качество - проводить аналогии - не оставило её в тот момент. Конечно, она после некоторой паузы ответила:

- Романтизм на российской сцене обладал теми же качествами, что и на европейской. Другое дело, что он был несколько позже... К нам приезжали с гастролями иностранные актёры и совершенно легко вписывались в рисунок ролей. - Так подруга попыталась вернуть бразды ведения разговора в свои руки, но процесс бунта экзаменаторов был уже запущен!

Ей не дали снова перечислить сценические достоинства эпохи Романтизма, а задали парочку вполне конкретных вопросов:

- Кого из русских актёров вы можете назвать романтиками?
- Кто из русских драматургов писал пьесы в стиле эпохи Романтизма?

Благо дело, несколько русских фамилий того времени подруга знала. Назвала их наугад и, вы не поверите, угадала! В общем, из этой битвы она вышла с наименьшими потерями.

Оказалось, умение проводить аналогии в совопкупности со знанием основных фактов способно творить чудеса!

История эта произошла два года тому назад. Вероятнее всего, подобных казусов на театроведческом факультете уже не повторится, так как теперь выпускники будут сдавать лишь дипломы. Другими словами, они будут уметь писать, но далеко не факт, что будут уметь хорошо рассказывать.


Tags: жизненно, о том о сём
Subscribe
promo braille_teeth november 19, 2004 08:32 15
Buy for 30 tokens
Once I have decided to leave something till tomorow I fancy I'm a part of a funny story. We'll give it a title: "Why r u late" Well, the matter stood like this... Teacher: Why r u late, Brittany I'm: Because of a sign down the road Teacher: What does a sign have to do with u…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments