
Китай переходит к безопасным источникам
Для Китая, который поставил себе цель - стать крупнейшим в мире производителем электромобилей, разработка литиевых аккумуляторных материалов является приоритетной задачей на период 13-й Пятилетки (2016-20). Хотя КНР имеет свои собственные месторождения лития, запасы его в стране ограничены. Соответственно, Пекин предпринял попытки по обеспечению собственного права на добычу этого металла за рубежом.
В Австралии китайская компания Tianqi Lithium добывает и владеет крупнейшими и самыми высокосортными в мире запасами сподумена в Гринбушах недалеко от Перта.
Talison Lithium Inc. - это крупнейший в мире производитель первичного лития. Их производство в австралийском Greenbushes обеспечивает сегодня около 75% потребностей Китая в этом металле и около 40% мирового спроса. Понятно, что делает китайско-австралийское партнерство стратегически важными для Поднебесной. Кроме того, Пекин стал крупнейшим торговым партнером Канберры.
Однако растущее экономическое влияние Китая в Тихом океане привело к тому, что премьер-министр Скотт Моррисон направил китайским властям предупреждение о необходимости учитывать и австралийские интересы в АТР. Помимо этого, для дополнительного сдерживания Поднебесной в конце 2017 года Австралия возобновила неформальное сотрудничество в формате региональной «четверки», т.е. с США, Индией и Японией.
Вдобавок недавно Камберра также усилила процесс кредитование тихоокеанских островных государств из числа своих стратегических партнеров. Понятно, что Австралия пытается таким образом противостоять финансовым вливаниям в экономику этих государств со стороны китайских финансовых структур. Австралийская обеспокоенность и её противостояние усилению влияния Китая в АТР явно делает необходимым для Пекина выйти на другие сырьевые рынки для дополнительной подстраховки выполнения своих планов на 13-ую пятилетку.
Поскольку развитие электрических транспортных средств (далее ЭТС) стало приоритетным, Пекин в поисках безопасного лития обратился к Чили, еще одному крупному источнику этого востребованного металла. Там китайская компания Tianqiis ведет переговоры о приобретении контрольного пакета акций чилийского концерна SociedadQuimica Y Minera (SQM), одного из крупнейших мировых производителей лития.
Если Тяньци преуспеет с SQM, то это окончательно изменит геополитику мирового контроля над литием в пользу КНР. Так как глобальные запасы этого стратегического компонента литий-ионных батарей, используемых для питания электромобилей и прочих ЭТС, сосредоточены в очень немногих странах.
Чтобы дать представление о потенциальном спросе на литий обратимсе к электрокарам Илона Маска. Так, батарея для модели Tesla Model S требует 63 килограмма карбоната лития, что также хватило бы для питания примерно 10 тысяч батарей сотовых телефонов. В недавнем отчете Goldman Sachs bank назвал карбонат лития новым бензином: всего лишь однопроцентное увеличение производства электромобилей может увеличить литиевый спрос более чем на 40%. С учетом того, что многие государства требуют снижения выбросов CO2, мировая автомобильная промышленность значительно расширяет планы по ЭТС в течение предстоящего десятилетия, что сделает литий потенциально таким же стратегически важным в ближайшем будущем, как нефть сегодня.
Journal information